Вторник, 07.05.2024, 02:59
Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Дидактика [4]
дидактические требования к урокам.
Wikipedia
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » Статьи » Дидактика

Организация инновационных процессов.

Организация инновационных процессов

В ОУ СОУ «СОШ №62»

 В выступлении Д.А.Медведева  о национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», говорится: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.

            Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.»

   В Постановлении Правительства РФ № 224 от 23 марта 2001 года широкомасштабный эксперимент был назван лишь «совершенствованием структуры и содержания общего образования», т.е. из образовательной системы выделены только два элемента – структура и содержание. Однако, они неотделимы от других элементов образовательной системы: целей, технологий, системы контроля и оценки результатов. Согласно принципу системности невозможно произвольно менять какой-либо элемент образовательной системы, например, вводить единый выпускной экзамен, без соответствующего научно-обоснованного изменения других ее элементов. При попытках изменения структуры или содержания образования явно или косвенно придется столкнуться с необходимостью изменения связанных с ними целей и технологий, и вновь возвращаться на уровень концептуального проектирования целостных системных изменений.

Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной характеристикой образования, вытекающей из его основного смысла, сущности и значения. Ведь новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном плане. То, что ново для одной школы, одного учителя, может быть пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Не имеет значения, являются ли в настоящее время идея, концепция, технология объективно новыми или нет, можно определить время, когда они были объективно новыми (например, новой в свое время была классно-урочная система Коменского). Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому учителю нужно постоянно следить за новшествами в образовании и осуществлять инновационную деятельность. К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях (например, новой целью является развитие индивидуальности школьника - см.: 2), изменение в содержании образования (см. новые стандарты образования), новые средства обучения (компьютерное обучение), новые идеи воспитания (Ю.П.Азаров, Д.Байярд, Б.Спок), новые способы и приемы обучения (В.Ф.Шаталов), развития (В.В.Давыдов, Л.В.Занков), воспитания младших школьников (Ш.А.Амонашвили) и т.д.

Инновации могут развиваться по нескольким направлениям:

- содержание образования, (Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий. )

 

- использование новых образовательных технологий, методов и приемов. (Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д. )

- Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.

- использование новых критериев оценки качества знаний учащихся,

- новые подходы в повышении квалификации педагогического состава,

- новая материально-техническая база,

- новый режим работы, переход на стандарты второго поколения.

Понимание целого и части, системы и ее элементов является актуальной задачей по отношению к любым изменениям и модернизациям внутри системы общего образования. Например, необходим учет взаимовлияния предметного и общепредметного содержания образования, начиная с проектирования общеообразовательных стандартов, кончая компетентностно-ориентированной системой контроля образовательных результатов.

К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.

 Каждое ОУ по-своему решает задачи инновации в соответствии со своими ресурсами, возможностями, запросами, социальным заказом учащихся и их родителей.

Школы и педагогические коллективы больше не могут работать по старому. Верхи не могут, а низы не хотят. Налицо – революционная ситуация. Разрешить ее призвана новая образовательная инициатива «Наша новая школа».

Наша школа пошла своим путем.

Сначала мы исследовали социальный заказ на выпускника нашего района. Провели анкетирование учащихся и их родителей, выяснили, какие предметы они хотели бы изучать, каким представляют себе свое будущее.

Исходя из этого были выбраны предметы учебного плана.

Второе направление работы – это изучение условий, при которых возможна реализация инноваций в школе.

 

Изучив социальный заказ, мы увидели, что большинство учащихся  школы стремятся изучать предметы социально-экономического цикла, и в будущем видят себя юристами, экономистами, историками, археологами, менеджерами, социологами.

 

Изучение кадрового потенциала учителей:

  • Анкетирование учителей:

   - Мое собственное ноу-хау (что получается лучше всего, и я могу поделиться этим со своими коллегами)

   - Мои традиционные методы.

   - Что вызывает затруднения.

  • Диагностирование (диагностика методологической культуры учителя),
  • Диагностирование (Методика оценки работы учителя (МОРУ).
  • Диагностирование (готовность учителя к инновационной деятельности).

 

Кроме того, что учащиеся хотят, нужно еще и определить, что они могут, т.е. уровень обучаемости.

Диагностика уровня обучаемости учащихся (Подпасый И.П.)

  • 1) Потенциальные возможности обучаемого (сила, гибкость, самостоятельность, экономичность).
  • 2) фонд действенных знаний (тезаурус)
  • 3) обобщенности мышления (мыслительного процесса).
  • 4) темпы продвижения в обучении (усвоения знаний).

 

Темпы.

  • Темп усвоения знаний. (Ту)
  • Тф – фактически затраченное время.
  • Тэ – среднестатистическое время выполнения эталонного задания.
  •        Ту = Тф : Тэ х 100%
  • Темп продвижения в обучении (Тп)
  • Ту – время полного усвоения раздела конкретным учащимся
  • Тэ – эталонное время усвоения того же материала.
  •         Тп = Ту : Тэ х 100%
  • Темп прироста результатов (Тр) (динамика обучаемости)
  • Эти изменения носят характер повышения, стабилизации или понижения результативности. Их нельзя отожествлять с оценками.        
  •          Тр = Тп : Тд х 100%

 

Изучение кадрового потенциала.

  • Анкетирование учителей:

   - Мое собственное ноу-хау (что получается лучше всего, и я могу поделиться этим со своими коллегами)

   - Мои традиционные методы.

   - Что вызывает затруднения.

  • Диагностирование (диагностика методологической культуры учителя),
  • Диагностирование (Методика оценки работы учителя (МОРУ).
  • Диагностирование (готовность учителя к инновационной деятельности).

 

Направления инноваций в ОУ

  • содержание образования (внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий).

 

  •      - переход на новые УМК по всем предметам, и соответственно, освоение авторских технологий;
  • введение предмета "Информатика" со 2-го класса;
  • введение преподавания профильных предметов «Экономика» «Коммерческая география»,
  • введение курса «Право» в 10-11 класса.
  • Введение пропедевтического курса «Экономика» во 2-м классе, и в 8-х классах.

 

  • Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д. )

 

  • Использование ИКТ-технологий, в том числе интернет-урок.
  • Использование проектных технологий.
  • Использование технологии критического мышления.

 

 

  • В области контроля:
  • Введение системы мониторинга результатов контрольных срезов по основным предметам в 3-4, 8-9, 10-11-х классах и дополнительных занятий по «провальным» темам во второй половине дня.
  • Проведение ряда методических оперативок и семинаров по проблемам, заявленным самими учителями.
  • Отслеживание работы учителей по критериям развития компетентностей у учащихся на уроках, а также ведения карт , характеризующих наличие или отсутствие определенных компетентностей учителей-предметников.

 

Для введения инновации в ОУ необходимо предпринять некоторые шаги:

  1. Провести социологическое изучение потребностей учащихся и их родителей (анкетирование). На протяжение ряда лет учащиеся стойко выбирают предметы социально-экономического профиля. Однако, уровень обучаемости не позволяет вводить профильное обучение. Диагностирование учащихся показывает, что желание не всегда совпадает с их возможностями.
  2. Провести диагностирование педагогического состава. Методика «Самооценки методологической культуры учителя» и «Готовность к инновациям». Количество учителей, желающих работать над собой и менять подходы к содержанию образования, составило 75%.
  3. Отбор содержания образования и технологий преподавания. На первом месте ИКТ-технологии.
  4. Усовершенствовать контроль за уровнем обученности. Мониторинг контрольных срезов и система дополнительных занятий во второй половине дня.
Категория: Дидактика | Добавил: Loora (25.04.2014)
Просмотров: 376 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

погода
бегущая строка
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz