Организация инновационных процессов
В ОУ СОУ «СОШ №62»
В выступлении Д.А.Медведева о национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», говорится: «Модернизация и инновационное развитие - единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Школа является критически важным элементом в этом процессе. Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.»
В Постановлении Правительства РФ № 224 от 23 марта 2001 года широкомасштабный эксперимент был назван лишь «совершенствованием структуры и содержания общего образования», т.е. из образовательной системы выделены только два элемента – структура и содержание. Однако, они неотделимы от других элементов образовательной системы: целей, технологий, системы контроля и оценки результатов. Согласно принципу системности невозможно произвольно менять какой-либо элемент образовательной системы, например, вводить единый выпускной экзамен, без соответствующего научно-обоснованного изменения других ее элементов. При попытках изменения структуры или содержания образования явно или косвенно придется столкнуться с необходимостью изменения связанных с ними целей и технологий, и вновь возвращаться на уровень концептуального проектирования целостных системных изменений.
Инновации в образовании, понимаемые в широком смысле как внесение нового, изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать имманентной характеристикой образования, вытекающей из его основного смысла, сущности и значения. Ведь новизна любого средства относительна как в личностном, так и во временном плане. То, что ново для одной школы, одного учителя, может быть пройденным этапом для других. Новизна всегда носит конкретно-исторический характер. Не имеет значения, являются ли в настоящее время идея, концепция, технология объективно новыми или нет, можно определить время, когда они были объективно новыми (например, новой в свое время была классно-урочная система Коменского). Рождаясь в конкретное время, прогрессивно решая задачи определенного этапа, новшество быстро может стать достоянием многих, нормой, общепринятой массовой практикой или отжить, устареть, стать тормозом развития в более позднее время. Поэтому учителю нужно постоянно следить за новшествами в образовании и осуществлять инновационную деятельность. К основным функциям инновационной деятельности учителя относятся прогрессивные (так называемые бездефектные) изменения педагогического процесса и его компонентов: изменение в целях (например, новой целью является развитие индивидуальности школьника - см.: 2), изменение в содержании образования (см. новые стандарты образования), новые средства обучения (компьютерное обучение), новые идеи воспитания (Ю.П.Азаров, Д.Байярд, Б.Спок), новые способы и приемы обучения (В.Ф.Шаталов), развития (В.В.Давыдов, Л.В.Занков), воспитания младших школьников (Ш.А.Амонашвили) и т.д.
Инновации могут развиваться по нескольким направлениям:
- содержание образования, (Внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий. )
- использование новых образовательных технологий, методов и приемов. (Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д. )
- Административные инновации: это решения, принимаемые руководителями различных уровней, которые, в конечном счете, способствуют эффективному функционированию всех субъектов образовательной деятельности.
- использование новых критериев оценки качества знаний учащихся,
- новые подходы в повышении квалификации педагогического состава,
- новая материально-техническая база,
- новый режим работы, переход на стандарты второго поколения.
Понимание целого и части, системы и ее элементов является актуальной задачей по отношению к любым изменениям и модернизациям внутри системы общего образования. Например, необходим учет взаимовлияния предметного и общепредметного содержания образования, начиная с проектирования общеообразовательных стандартов, кончая компетентностно-ориентированной системой контроля образовательных результатов.
К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении и т.п.
Каждое ОУ по-своему решает задачи инновации в соответствии со своими ресурсами, возможностями, запросами, социальным заказом учащихся и их родителей.
Школы и педагогические коллективы больше не могут работать по старому. Верхи не могут, а низы не хотят. Налицо – революционная ситуация. Разрешить ее призвана новая образовательная инициатива «Наша новая школа».
Наша школа пошла своим путем.
Сначала мы исследовали социальный заказ на выпускника нашего района. Провели анкетирование учащихся и их родителей, выяснили, какие предметы они хотели бы изучать, каким представляют себе свое будущее.
Исходя из этого были выбраны предметы учебного плана.
Второе направление работы – это изучение условий, при которых возможна реализация инноваций в школе.
Изучив социальный заказ, мы увидели, что большинство учащихся школы стремятся изучать предметы социально-экономического цикла, и в будущем видят себя юристами, экономистами, историками, археологами, менеджерами, социологами.
Изучение кадрового потенциала учителей:
- Мое собственное ноу-хау (что получается лучше всего, и я могу поделиться этим со своими коллегами)
- Мои традиционные методы.
- Что вызывает затруднения.
- Диагностирование (диагностика методологической культуры учителя),
- Диагностирование (Методика оценки работы учителя (МОРУ).
- Диагностирование (готовность учителя к инновационной деятельности).
Кроме того, что учащиеся хотят, нужно еще и определить, что они могут, т.е. уровень обучаемости.
Диагностика уровня обучаемости учащихся (Подпасый И.П.)
- 1) Потенциальные возможности обучаемого (сила, гибкость, самостоятельность, экономичность).
- 2) фонд действенных знаний (тезаурус)
- 3) обобщенности мышления (мыслительного процесса).
- 4) темпы продвижения в обучении (усвоения знаний).
Темпы.
- Темп усвоения знаний. (Ту)
- Тф – фактически затраченное время.
- Тэ – среднестатистическое время выполнения эталонного задания.
- Ту = Тф : Тэ х 100%
- Темп продвижения в обучении (Тп)
- Ту – время полного усвоения раздела конкретным учащимся
- Тэ – эталонное время усвоения того же материала.
- Тп = Ту : Тэ х 100%
- Темп прироста результатов (Тр) (динамика обучаемости)
- Эти изменения носят характер повышения, стабилизации или понижения результативности. Их нельзя отожествлять с оценками.
- Тр = Тп : Тд х 100%
Изучение кадрового потенциала.
- Мое собственное ноу-хау (что получается лучше всего, и я могу поделиться этим со своими коллегами)
- Мои традиционные методы.
- Что вызывает затруднения.
- Диагностирование (диагностика методологической культуры учителя),
- Диагностирование (Методика оценки работы учителя (МОРУ).
- Диагностирование (готовность учителя к инновационной деятельности).
Направления инноваций в ОУ
- содержание образования (внутрипредметные инновации: то есть инновации, реализуемые внутри предмета, что обусловлено спецификой его преподавания. Примером может служить переход на новые УМК и освоение авторских методических технологий).
- - переход на новые УМК по всем предметам, и соответственно, освоение авторских технологий;
- введение предмета "Информатика" со 2-го класса;
- введение преподавания профильных предметов «Экономика» «Коммерческая география»,
- введение курса «Право» в 10-11 класса.
- Введение пропедевтического курса «Экономика» во 2-м классе, и в 8-х классах.
- Общеметодические инновации: к ним относится внедрение в педагогическую практику нетрадиционных педагогических технологий, универсальных по своей природе, так как их использование возможно в любой предметной области. Например, разработка творческих заданий для учащихся, проектная деятельность и т.д. )
- Использование ИКТ-технологий, в том числе интернет-урок.
- Использование проектных технологий.
- Использование технологии критического мышления.
- В области контроля:
- Введение системы мониторинга результатов контрольных срезов по основным предметам в 3-4, 8-9, 10-11-х классах и дополнительных занятий по «провальным» темам во второй половине дня.
- Проведение ряда методических оперативок и семинаров по проблемам, заявленным самими учителями.
- Отслеживание работы учителей по критериям развития компетентностей у учащихся на уроках, а также ведения карт , характеризующих наличие или отсутствие определенных компетентностей учителей-предметников.
Для введения инновации в ОУ необходимо предпринять некоторые шаги:
- Провести социологическое изучение потребностей учащихся и их родителей (анкетирование). На протяжение ряда лет учащиеся стойко выбирают предметы социально-экономического профиля. Однако, уровень обучаемости не позволяет вводить профильное обучение. Диагностирование учащихся показывает, что желание не всегда совпадает с их возможностями.
- Провести диагностирование педагогического состава. Методика «Самооценки методологической культуры учителя» и «Готовность к инновациям». Количество учителей, желающих работать над собой и менять подходы к содержанию образования, составило 75%.
- Отбор содержания образования и технологий преподавания. На первом месте ИКТ-технологии.
- Усовершенствовать контроль за уровнем обученности. Мониторинг контрольных срезов и система дополнительных занятий во второй половине дня.
|