Анализ работы МО учителей математики, физики информатики
за 2015-2016 уч. год.
Работа МО велась в соответствии с годовым планированием.
Проблема школы на 2012-2017гг: «Создание условий для реализации федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения в начальной и основной школе».
Цель: Создание условий для повышения качества образования через обновление структуры и содержания образования, организационных форм и технологий, обеспечение взаимосвязи учебного процесса с системой дополнительного образования учащихся, развитие интеллектуальных, творческих и исследовательских способностей учащихся и педагогов, социализацию личности и переход школы на более высокую ступень развития.
ЗАДАЧИ:
1. Обновление структуры и содержания образования, организационных форм и технологий в соответствии с ФГОС НОО и ФГОС ООО, способствующих повышению качества образования.
2. Создание эффективной системы управления качеством реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО на основе современных технологи.
3. Выработка параметров и критериев стимулирования инновационной деятельности педагогов и достижения ими стабильных качественных результатов работы.
4. Организация научно- исследовательской деятельности обучащиюхся и педагогов.
Методическая цель школы: Развитие педагогического профессионализма как стратегическая перспектива совершенствования современного учителя.
Задачи:
- Внедрение креативных педагогических практик в образовательный процесс.
- Использование интерактивных педагогических технологий в реализации ФГОС НОО и ФГОС ООО.
- Реализация организационно-педагогических условий интеграции контрольно – аттестационной деятельности в школе и непрерывного педагогического образования.
Цель МО: Развитие творческого потенциала учителей для обеспечения современного качества математического образования на основе соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
Задачи МО на 2015/2016учебный год
- Продолжить работу по формированию, совершенствованию и систематизации банка педагогического опыта членов МО.
- Продолжить создание базы ресурсного обеспечения по предметам МО.
- Обобщить опыт работы учителей ШМО по использованию новых педагогических технологий.
- Использовать опыт прохождения курсовой подготовки учителями ШМО в практике работы, передача опыта и знаний другим членам МО.
В рамках реализации задачи 1)по продолжению работы по совершенствованию и систематизации банка педагогического опыта членов МО и 3)обобщению опыта работы учителей ШМО по использованию новых педагогических технологий, учителями велась работа по темам самообразования, на заседаниях МО проводился обмен опытом работы:
-Полупанова О.С. - об использовании современных интерактивных форм и методов как средство повышения. качества математического образования обучающихся;
- Яковлева Т.Л.,- о развитии познавательной активности учеников среднего звена в рамках реализации стандартов второго поколения.
- Самойлова Е.В. – о применении технологии уровневой дифференциации обучения, при подготовке учеников к региональным экзаменам и ЕГЭ по математике.
-Голубничая Г.Н.- об адаптивном обучении математике учеников 7 КРО класса.
-Мелихова Н.В. - о современных технологиях обучения в условиях перехода на ФГОС, как средстве повышения качества математического образования школьников;
- Балабаева А.Ж- о формировании умений и навыков при работе с заданиями повышенного и высокого уровня сложности при подготовке к ЕГЭ;
-Краснов И.В.- о повышении качества образования по информатике и ИКТ через системный анализ результатов деятельности обучающихся.
Самойлова Е.В. на каждом заседании МО знакомила коллег с ходом подготовки к ЕГЭ и промежуточными результатами: учителем регулярно проводились дополнительные занятия для группы обучающихся , выбравших базовый уровень( 2 подгруппы)и для обучающихся, выбравших профильный уровень( 3 подгруппы). Кроме того регулярно проводились индивидуальные занятия с обучающимися из группы риска. Учителем была проведена большая работа по систематизации материалов КИМ ЕГЭ по темам, что позволило обучающимся иметь большой спектр заданий для отработки навыков выполнения заданий, вызывающих затруднения в ходе выполнения контрольных диагностических работ.
Яковлева Т.Л. регулярно знакомили коллег со своей системой подготовки к ОГЭ по математике и промежуточными результатами работы по подготовке к экзаменам. Учителем проводились регулярные дополнительные занятия как со всеми обучающимися, направленные на отработку навыков решения заданий первой части . Также особое внимание было обращено на работу по подготовке к экзаменам учеников, проявляющих повышенный интерес к математике - для них в течение учебного года учителем регулярно проводились дополнительные занятия по обучению решению задач повышенной степени сложности, на которых рассматривался новый теоретический материал, отсутствующий в общеобразовательной программе базового уровня и рассматривалось и отрабатывалось решение задач 2 части.
Балабаева А.Ж.- знакомила коллег со своим опытом работы по подготовке обучающихся к ОГЭ И ЕГЭ по физике: учителем проводились дополнительные занятия как для слабоуспевающих обучающихся, так и для тех, кто проявляет повышенный интерес к предмету.
Так же учителями были продемонстрированы материалы, позволяющие более эффективно вести подготовку всех учеников к экзаменам (банк заданий в электронном виде, в который систематизировано входят все типы заданий, входящих в отдельный тип задач ОГЭ И ЕГЭ)
Всеми учителями проводилась работа по самообразованию: изучалась новая методическая литература по предметам, материалы периодической печати, материалы, размещенные на
официальных учительских сайтах в интернете (1 сентября, It-n.ru., alleng.ru.)
В рамках обмена опытом работы учителями посещались уроки коллег:
Самойлова Е. В – 8 уроков, Полупанова О. С. - 9 уроков, Балабаева А Ж.- 7 уроков, Краснов И.В. – 8 уроков, Яковлева Т.Л. -12 уроков, Мелихова Н.В.-10 уроков .
Одно из направлений в методической работе нашего цикла – это организация работы с
одаренными и способными учащимися. Работа МО направлена на создание условий для
повышения познавательной деятельности учащихся и активизацию личностной позиции
обучающихся по средствам самореализации и саморазвития личности, и повышение
качества знаний. В нашей школе в рамках работы с обучающимися, проявляющими
повышенный интерес к математике проводятся следующие мероприятия:
- школьные олимпиады по предметам;
-ученики привлекаются к участию в различных конкурсах;
-проводятся регулярные дополнительные занятия по подготовке к экзаменам;
Желание и способность ребенка к более глубокому изучению того или иного предмета
МО учитывается при составлении индивидуальных планов работы, графиков занятий.
Проведение олимпиад, один из способов выявления одаренных детей.
После проведения школьного этапа олимпиад и выявления победителей, учителями велась работа по подготовке учеников к муниципальным предметным олимпиадам, что позволило ученику 7"в" класса Рубцову А.9 учитель Мелихова Н.В.) и ученице Савиной В.( учитель Самойлова Е.В.) войти в число призеров муниципального этапа олимпиады по математике.
Ученики 5-10 классов принимали участие в городском математическом турнире « Математическая карусель», где команда 6 «а» класса в составе Земсковой Е., Сермягигна Д. , Мангушева Т.,Кияшко .П получила грамоту за достигнутые успехи.
С целью развития познавательного интереса и создания условий для творческой реализации обучающихся ученики 5-8 классов были привлечены к участию во всероссийском конкурсе по математике " Олимпус" ,где
- ученик 6 "б" класса Петрушков А.вошел в число победителей ( 4 место в регионе)( учитель Полупанова О.С),
- ученица 5"в" класса вошла в число победителей( учитель Мелихова Н.В),
-ученицы 6"а" класса Яблонских А. Зазорина Т., Окунева Л., - стали призерами( учитель Яковлева Т.Л)
- ученики 5 " а " класс- Марченко К., Крупеник С.- стали призерами( учитель Мелихова Н.В).
Данный вид деятельности учителей по выявлению одаренных детей и работе
с ними имеет большую практическую направленность. Работа
способствует развитию у учащихся ключевых, коммуникативных,
информационных компетенций, которые в дальнейшей жизни помогут
ребенку реализоваться как личности и свободно чувствовать себя в
современном мире.
Ученица 6"а" класса Земскова Е. - лауреат всероссийского открытого конкурса "Интеллект- экспресс",Эврика 5-6 кл; ученица 9"а" класса Кононкова В.- лауреат всероссийского открытого конкурса "Интеллект- экспресс", Эврика 9-11 кл;( учитель Яковлева Т.Л)
Согласно плана работы были проведены заседания МО и совещания (август, сентябрь, октябрь, ноябрь, январь, февраль, март, май), на которых учителя делились наработками по темам самообразования, а также были рассмотрены вопросы, проектная деятельность учеников обсуждались и анализировались результаты проведенных контрольных срезов, намечались методы и формы работы по коррекции знаний учеников, ликвидации пробелов в их знаниях. Учителя делились своими наработками в данном направлении. Создавались индивидуальные маршруты как для работы со слабоуспевающими учениками, так и для работы с учениками, проявляющий повышенный интерес к предметам МО. Анализировались результаты работы по индивидуальным маршрутам.
Учителя - предметники согласно своим тематическим планам проводили
входную и итоговую контрольную работу, а также использовали
тематический и поурочный контроль. Проводились проверочные работы,
мониторинги, пробные экзамены в 9-х классах в виде ОГЭ, в 11классе в
форме ЕГЭ Каждый учитель нашего цикла ведет мониторинг деятельности
по своему предмету, где отражает уровень обученности и качества знаний,
проводит сравнительный анализ, и намечает пути дальнейшей работы.
Реализуя задачу по расширению базы ресурсного обеспечения по предметам МО.
Учителями МО проводилась работа по формированию, систематизации и расширению банка сопровождающих материалов к урокам (мультимедиа презентаций). На заседаниях МО проводился анализ содержания презентаций, их соответствия проходимому учебному материалу и целесообразность использования в рамках урока. Так же аналогичная работа проводилась по созданию банка для подготовки к региональным экзаменам, ОГЭ И ЕГЭ. На совещаниях МО Полупанова О.С., Самойлова Е.В., Яковлева Т.Л., Мелихова Н.В. продемонстрировали
презентации, используемые в рамках подготовке к экзаменам. Рассказали о целесообразности их применения.
Также были продемонстрированы фрагменты работы с учебниками и пособиями в электронном виде как в рамках уроков, дополнительных занятий, так и при выполнении д/з учениками.
Были продемонстрированы презентации, содержащие учебный как теоретический, так и практический материал, которым ученики могут воспользоваться при повторении пройденного материала, а так же при восполнении пробелов в пройденном ранее материале.
Рассказано о работе учеников с открытым банком заданий ЕГЭ по математике. О работе с онлайн- тестами при подготовке к ОГЭ И ЕГЭ. На уроках учителями использовались фрагменты видео-уроков, особенно это целесообразно при организации повторения пройденного материала на уроках геометрии.
Учителями ведется регулярная работа по ознакомлению с материалами официальных учительских сайтов и их использованию.
Учителями используются мультимедийные пособия- диски, содержащие видео- уроки, презентации по геометрии 7-9 классы, стереометрии -10-11 классы, математике 5-6 классы, алгебре 7- 9классы, которые используются в рамках уроков.
Учителями создается общий банк мульти медиа презентаций к урокам и банк электронных версий учебной, дидактической и методической литературы.
А также ведется работа по созданию банка классифицированных заданий по материалам КИМ ЕГЭ, наработанные материалы успешно использовались учителями при подготовке учеников к ОГЭ И ЕГЭ.
Реализуя задачу использования опыта прохождения курсовой подготовки учителями ШМО в практике работы, передачи опыта и знаний другим членам МО, на заседаниях МО были заслушаны и приняты к использованию в работе материалы следующих посещенных учителями курсов :
-Самойлова Е.В,, Полупанова О.С.,- курсы по подготовке к ЕГЭ при ОГУ.
- , проводимых в рамках городского МО учителей математики:
- « Решение заданий №19 ЕГЭ» (Самойлова Е.В., Яковлева Т.Л);
материалов вебинаров:
-" Использование принципов позитивной педагогики на уроках математики"( Яковлева Т.Л)
-" Проектный модуль, как система уроков, направленных на формирование УУД"(Яковлева Т.Л).
Недостатки работы МО и пути их устранения:
- недостаточно широко применяются элементы современных педагогических технологий;
- работа с учениками группы « риска» не всегда приводит к достижению поставленной цели;
-работа с учениками, проявляющими повышенный интерес к математике не всегда приводит к достижению поставленной цели;
Вывод:
- Использовать возможности школьного тура олимпиад, начиная с 5 класса;
- отслеживать работу по накоплению и обобщению передового педагогического опыта;
- в работе МО по повышению профессионального мастерства обратить внимание на следующие умения: технология подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий и их элементов;
- для дальнейшей плодотворной работы необходимо продолжить работу по создания условий для более широкого применения развивающего обучения, элементов личностно-ориентированного обучения;
-активизировать работу с родителями учеников группы « риска» с целью контроля за выполнением домашнего задания учениками.